Выступление на педсовете детского сада по теме
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников ».
Уже не первый год я работаю над темой «Воспитание
нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и
творчеством Л.Н.Толстого, так считаю ее наиболее значимой в настоящее время.
Нравственное воспитание – это одна из важнейших сторон
воспитания, которая способствует обогащению духовного опыта ребенка,
эмоциональной сферы личности; влияет на познание социальной действительности.
Актуальность моей
темы заключается в следующем:
1. Наше
общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и личностными качествами;
2. В
современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера. Поэтому важно закладывать основы нравственности с самого раннего
возраста, когда формируется характер, отношение к окружающему миру.
Цель моей работы
– сформировать у детей дошкольного возраста основные представления о нормах
морали и нравственных ценностях в процессе ознакомления с жизнью и творчеством
Льва Николаевича Толстого.
В ходе работы мною
были поставлены следующие задачи:
•
1. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный
процесс рабочую программу «Приобщение дошкольников к творческому наследию Л.Н.
Толстого».
•
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.
•
3. Создать необходимые условия для знакомства детей с
жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.
•
4. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы для
формирования нравственных качеств у дошкольников.
В процессе работы над
своей темой я выделила наиболее эффективные методы:
-экспериментирование
- метод стимулирования мотивационной учебно-познавательной
деятельности (т.е. создания ситуации успеха, познавательные игры)
- метод практической передачи и тактильного восприятия
- инсценирование
- метод словесной передачи и слухового восприятия
- ситуационный метод
- метод проектирования
- метод «мозговой атаки» (или еще его называют метод
«мозгового штурма»)
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия
- метод моделирования
Использовать данные методы нам рекомендуют «Федеральный
государственный общеобразовательный стандарт ДО».
В своей работе я опиралась на следующие образовательные
программы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования;
- Разработанная мною рабочая программа «Приобщение
дошкольников к творческому наследию Л.Н. Толстого»
На основе данных программ мною разработано перспективное
планирование по моей теме, которое находит свое отражение в плане работы
непосредственно образовательной деятельности детей моей группы.
Например:
Перспективное планирование на сентябрь. I неделя
OO:
« познавательное развитие»: развитие кругозора и
познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Тема: «Осень в Ясной Поляне»
Рассматривание иллюстраций на тему «Прекрасная осень
пришла в усадьбу».
ОО: «Художественно-эстетическое развитие» рисование
Тема: «Радостная осень в усадьбе дедушки Толстого»
ООО: « Социально-коммуникативное развитие»
Тема: « День рождения дедушки Толстого»
Совместная работа с родителями по сбору материала для
мини-музея «Моя любимая Ясная Поляна»
Наблюдение на прогулке за красотой русской березы.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Мы едем на прогулку в Ясную
Поляну»
Подвижная игра «Веселые муравьи»
Перспективное планирование на сентябрь. II неделя
ОО: «
познавательное развитие»
Тема: « Сказка Льва
Толстого «Три медведя»»
Конкурс рисунков по
произведениям Л.Н.Толстого (задания для совместной работы родителей и детей)
ОО: «Художественно-эстетическое развитие»
-
слушание песни « Наша Ясная Поляна»
Дидактическая игра « По сказкам Л.Толстого»
ОО: «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Три
медведя»
Знакомство с башенками Ясной Поляны ( игра с использованием
макета «Вход в усадьбу Толстого» )
Подвижная игра « К мишкам в гости мы идем и подарочки несем»
Перспективное планирование на сентябрь. III неделя
ОО: «
познавательное развитие»
Тема: «Котенок»
ОО: «Художественно-эстетическое
развитие»
Рисование
пластилином « Башенки Ясной Поляны»
ОО: «
познавательное развитие» : развитие
кругозора и познавательной деятельности
в природе.
Тема: « Наблюдение
за котенком»
Игра-ситуация
«Защитим слабого»
Беседа с детьми по
вопросам: « Кто такой друг? Что значит дружить?»
Развивающая
образовательная ситуация «Как Вася помог котенку»
Подвижная игра «
Дружные ребята»
Перспективное планирование на сентябрь. IV неделя
ОО: «
познавательное развитие»: развитие
кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Тема: « Животные
Ясной Поляны»
Загадывание загадок
о животных
Беседа с детьми по
вопросам: « Для чего дереву нужна кора? Кто такой жук-короед? Какой вред он
наносит дереву? и т.д.»
Дидактическая игра «Отгадай-ка» по произведениям Л.Толстого
Рассматривание иллюстраций на тему « Птицы Ясной Поляны»
Дидактическая игра «Насекомые Ясной Поляны»
Развивающая образовательная ситуация «Как Липунюшка помогал
своему отцу»
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными и
добрыми. Положительных результатов можно добиться лишь в том случае, если
работа будет проводиться систематически и планомерно. Кроме того, необходим
тщательный отбор произведений Льва Николаевича Толстого, использование
разнообразных форм работы: экскурсии в музей-усадьбу Л.Н.Толстого,
организованная образовательная деятельность, познавательные беседы на тему
прочитанных книг, рассматривание иллюстраций, дидактические игры,
игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, развивающие ситуации, праздники и
развлечения, тематические выставки, работа с родителями.
Воспитание сводится
к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому воспитываться, самому
двигаться. Только этим люди влияют на других, воспитывают их. Быть правдивым и
честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть
единственное воспитание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий