четверг, 10 сентября 2015 г.

Советы для воспитателей по ознакомлению дошкольников с произведениями Льва Толстого

Советы для воспитателей по ознакомлению дошкольников с произведениями Льва Толстого


Отбирая для дошкольников «маленькие рассказы», обязательно обратите внимание на те из них, в которых отражён опыт положительного внутрисемейного общения: «Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню», «Дед сел пить чай. – Дед, и мне чаю дай. – Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей», «Я веду Таню за руку. Она ещё мала и ноги Тани малы», «Петя и Маша были гости у Насти. Они вышли все вместе за кусты и сели на траву. Настя взяла хлеба и масла, и они вместе ели, а после пели песни». Попросите детей рассказать, как они заботятся о своих близких людях. Предложите составить «словесный портрет» любимой бабушки, дедушки, сестры, брата. Помочь в выполнении этого задания могут родители.

Чтение и обсуждение басен Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья», «Муравей и голубка» будет содействовать укреплению доброжелательных отношений между детьми в группе, поможет формированию представлений дошкольников о дружбе. На основе других басен писателя можно провести этические беседы на темы: «Правда дороже золота» («Мужик и водяной», «Лгун»), «Труд всему голова» («Бабка и внучка», «Садовник и сыновья»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лев и мышь», «Старый дед и внучек») и др.

Не только в названии беседы, но и в ходе её проведения (во вводной или заключительной части) используйте народные пословицы, поговорки, фразеологические обороты, соотносимые с обсуждаемой темой. Предложите детям творческое домашнее задание — сочинить рассказ по пословице.

Читая и анализируя произведения о крестьянских детях («Косточка», «Филиппок», «Пожар»), обязательно используйте иллюстрации известного российского художника Алексея Федоровича Пахомова. Карандашные и акварельные рисунки Пахомова, в которых герои Толстого нарисованы «крупным планом», с детализацией мимики, позы, помогут дошкольникам представить не только внешний облик персонажей, но и «прояснить» переживаемые ими чувства.

Содержательное и художественное своеобразие сказок Толстого постигается при их сопоставительном анализе с произведениями устного народного творчества. Интересно, например, сравнить авторскую сказку «Три медведя» и народную сказку «Маша и медведь». Обратите внимание детей на своеобразие сказочного зачина и концовки у Толстого. Они выдержаны в стиле реалистического произведения: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой…»; «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала...».

С помощью воспитателя дошкольники смогут увидеть разницу в описаниях героев и обстановки (в образе девочки, героини «Трёх медведей», выделены черты, присущие крестьянскому ребёнку – смелость, ловкость, решительность; в описаниях жилья медведей также много реальных, бытовых деталей). Можно предложить детям, развивая их воображение и творчество, придумать свой конец к толстовскому тексту.

Ознакомление с научно-художественными произведениями Толстого требует взаимодействия процессов чтения и наблюдения. Так, содержание, познавательных рассказов «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Отчего в морозы трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?» и других будет понято и усвоено детьми при условии организации целенаправленного наблюдения над описанными объектами и явлениями природы.

При чтении и анализе познавательного текста, в котором научность гармонично сочетается с поэтичностью, необходимо обращать внимание детей на образность используемых автором слов, меткость сравнений: «Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля» («Какая бывает роса на траве»). С помощью рассказов «Газы», «Сырость», «Тепло», «Как делают воздушные шары» можно развивать опытническую деятельность дошкольников.

Воспитателю следует позаботиться об организации в книжном уголке выставки произведений писателя, иллюстраций к его текстам (в уголке можно поместить и портретное изображение Льва Толстого, используя репродукции работ известных художников — Н. Ге, И. Крамского, Б. Щербакова и др.). Педагогу необходимо продумать и формы пропаганды творчества писателя среди родителей (настенная печать, организация «литературной гостиной», досуга с участием взрослых).

Комментариев нет:

Отправить комментарий