Советы для воспитателей по ознакомлению дошкольников с произведениями
Льва Толстого
Отбирая для дошкольников «маленькие рассказы», обязательно
обратите внимание на те из них, в которых отражён опыт положительного
внутрисемейного общения: «Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню»,
«Дед сел пить чай. – Дед, и мне чаю дай. – Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не
лей», «Я веду Таню за руку. Она ещё мала и ноги Тани малы», «Петя и Маша были
гости у Насти. Они вышли все вместе за кусты и сели на траву. Настя взяла хлеба
и масла, и они вместе ели, а после пели песни». Попросите детей рассказать, как
они заботятся о своих близких людях. Предложите составить «словесный портрет»
любимой бабушки, дедушки, сестры, брата. Помочь в выполнении этого задания могут
родители.
Чтение и обсуждение басен Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец
и сыновья», «Муравей и голубка» будет содействовать укреплению доброжелательных
отношений между детьми в группе, поможет формированию представлений
дошкольников о дружбе. На основе других басен писателя можно провести этические
беседы на темы: «Правда дороже золота» («Мужик и водяной», «Лгун»), «Труд всему
голова» («Бабка и внучка», «Садовник и сыновья»), «Как аукнется, так и
откликнется» («Лев и мышь», «Старый дед и внучек») и др.
Не только в названии беседы, но и в ходе её проведения (во
вводной или заключительной части) используйте народные пословицы, поговорки,
фразеологические обороты, соотносимые с обсуждаемой темой. Предложите детям
творческое домашнее задание — сочинить рассказ по пословице.
Читая и анализируя произведения о крестьянских детях
(«Косточка», «Филиппок», «Пожар»), обязательно используйте иллюстрации
известного российского художника Алексея Федоровича Пахомова. Карандашные и
акварельные рисунки Пахомова, в которых герои Толстого нарисованы «крупным
планом», с детализацией мимики, позы, помогут дошкольникам представить не
только внешний облик персонажей, но и «прояснить» переживаемые ими чувства.
Содержательное и художественное своеобразие сказок Толстого
постигается при их сопоставительном анализе с произведениями устного народного
творчества. Интересно, например, сравнить авторскую сказку «Три медведя» и
народную сказку «Маша и медведь». Обратите внимание детей на своеобразие
сказочного зачина и концовки у Толстого. Они выдержаны в стиле реалистического
произведения: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала
искать дорогу домой…»; «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к
окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала...».
С помощью воспитателя дошкольники смогут увидеть разницу в
описаниях героев и обстановки (в образе девочки, героини «Трёх медведей»,
выделены черты, присущие крестьянскому ребёнку – смелость, ловкость, решительность;
в описаниях жилья медведей также много реальных, бытовых деталей). Можно
предложить детям, развивая их воображение и творчество, придумать свой конец к
толстовскому тексту.
Ознакомление с научно-художественными произведениями
Толстого требует взаимодействия процессов чтения и наблюдения. Так, содержание,
познавательных рассказов «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Отчего в морозы
трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?» и других будет понято и усвоено детьми
при условии организации целенаправленного наблюдения над описанными объектами и
явлениями природы.
При чтении и анализе познавательного текста, в котором
научность гармонично сочетается с поэтичностью, необходимо обращать внимание
детей на образность используемых автором слов, меткость сравнений: «Когда
неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый,
и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля» («Какая бывает роса на траве»). С
помощью рассказов «Газы», «Сырость», «Тепло», «Как делают воздушные шары» можно
развивать опытническую деятельность дошкольников.
Воспитателю следует позаботиться об организации в книжном
уголке выставки произведений писателя, иллюстраций к его текстам (в уголке
можно поместить и портретное изображение Льва Толстого, используя репродукции
работ известных художников — Н. Ге, И. Крамского, Б. Щербакова и др.). Педагогу
необходимо продумать и формы пропаганды творчества писателя среди родителей
(настенная печать, организация «литературной гостиной», досуга с участием
взрослых).
Комментариев нет:
Отправить комментарий